Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России реализуются программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения: 

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

- о специально оборудованных учебных кабинетах

Оборудованные учебные кабинеты, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, НЕ приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты для проведения практических занятий, НЕ приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

- о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОО не предусмотрено.

- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

объекты спорта, НЕ приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

обучения и воспитания, НЕ приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

МБДОУ функционирует с 05.08.1973 года по адресу г.Кропоткин ул.Ленина 90 а, с 1905 года по адресу г.Кропоткин, ул.Пушкина 177. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Не имеется дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Теплотехника, тактильные плитки,  устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

- о специальных условиях питания

В детском саду организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующей ДОО. Питание детей  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами.  Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено

- о специальных условиях охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется ГБУЗ  ГБ Детская городская поликлиника  Медицинский блок представлен: кабинет медицинской сестры, процедурная. Оснащен необходимым оборудованием для осуществления медицинской деятельности. Специальные условия не предусмотрено

- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники ДОО, в том числе  дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Cпециально оборудованный компьютерный класс в ДОО отсутствует.

- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/)

Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В ДОО имеются мультимедийная установки – 1 шт

В МБДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с ограниченным возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи).

Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, -коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально.
  • Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

Медицинское обслуживание воспитанников включает в себя оказание медицинских услуг по диагностике (включая туберкулинодиагностику), профилактике заболеваний, включая медицинский осмотр перед проведением прививок и проведение профилактических прививок, профилактический осмотр, в том числе здоровых детей, и иные виды медицинских услуг, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

В дошкольной организации созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития, в том числе для воспитанников с ОВЗ.

  • рациональная организация двигательной деятельности детей (проведение занятий по физическому развитию, спортивных праздников и развлечений; проведение утренней гимнастики, гимнастика после сна; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности);
  • обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
  • включение в работу с детьми комплексов дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики;
  • организация сбалансированного питания;
  • ежедневный режим прогулок;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • кварцевание групповых помещений;
  • осуществление консультативно-информационной работы (оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактическим мероприятиям для дошкольников - оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов, размещение информации на официальном сайте детского сада);
  • формирование у детей, родителей (законных представителей), педагогов мотивации к здоровому образу  жизни;
  • привлечение родителей к участию в физкультурно - оздоровительной работе;
  • обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду.

В целях укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду оборудованы и функционируют:

  • спортивный зал;
  • прогулочные площадки, где созданы возможности для активной двигательной деятельности;
  • медицинский кабинет.

В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится антропометрическое измерение каждого ребенка, анализируется заболеваемость и, по заключению врача, определяется группа здоровья детей.

В нашей образовательной организации строго соблюдаются правила и меры безопасности. Воспитателями ведется строгий контроль за охраной здоровья воспитанников. В целях охраны здоровья детей в ДОО приведен в порядок и участок, на котором дети гуляют. Ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. Воспитатели не только обучают детей и развивают их умственные способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей не пострадало, а наоборот крепло и улучшалось. Вся жизнедеятельность ребёнка в ДОО направлена на сохранение и укрепление здоровья. Режим дня в ДОО соблюдается на протяжении всего дня.

Правила этикета при общении с инвалидом

Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).

Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.

Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его.
При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам.

Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.

Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.