«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».

Л.С. Выготский

Понятие детской инициативы. 

О личности 21 века мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО. 

В результате анализа литературы были сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. 

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой.

Она проявляется больше всего в общении, опытноэкспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

Для инициативной личности характерно:

  • произвольность поведения;
  • самостоятельность;
  • развитая эмоционально волевая сфера;
  • инициатива в различных видах деятельности; 
  • стремление к самореализации;
  • общительность;
  • творческий подход к деятельности;
  • высокий уровень умственных способностей;
  • познавательная активность.

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов.

Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой):

  1. творческая инициатива – предполагает включенность ребёнка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление; 
  2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи; 
  3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребёнка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
  4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательноисследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения. 

Способы поддержки развития детской инициативы. 

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований: 

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; 
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; 
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу; 
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; 
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. 
  • необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребёнок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчёркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. 

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие – либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:

  • Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей. 
  • Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
  • Моделирование разных устройств.
  • Игры, игровые приёмы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
  • Образно‐смысловые задания на импровизацию с учётом возможностей детей.
  • Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям. 
  • Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
  • Создание воображаемых миров.
  • Совместное (дети и взрослые) сюжетосложение с элементами режиссуры.
  • Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
  • Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
  • Организация среды, задающей структуру партнёрских действий взрослых и детей.
  • Использование социо-культурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
  • Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
  • Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов. 
  • Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности. 
  • Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Категория
Воспитателям