Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство»

Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Современные дети мало знают о родном городе, стране; особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; редко сострадают чужому горю; явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, поэтому : 30-31 октября 2008года в Тольяттинском государственном университете прошла Всероссийская конференция на тему «Психолого- педагогические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Во время конференции были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам:

  • знания о себе, своей семье, роде;
  • знания о людях, живущих в нашей стране.
  • знания о людях разных национальностей ,имеющих особую значимость для формирования толерантности;
  • знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение;
  • элементарные знания о правах человека;
  • знание о русских традициях и промыслах;
  • знание о России и ее столице;
  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.

Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем вырастет «патриотическое чувство.»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей.

Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  1. Особенности дошкольного возраста.
  2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.
  3. Отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины.

Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.

Целью нравственно - патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • формировать представления о своем городе;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • формировать элементарные знания о правах человека;
  • формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
  • расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;
  • знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию».

Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность.

Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.

Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед.кабинет, на кухню, на почту).

Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д).

Развлечения.

Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д) например, по теме «Моя семья» мы сделали выставку рисунков « Портрет моей семьи» и приурочили к празднику.

Чтение стихов, рассказов.

Фото выставки.

Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).

Категория
Воспитателям