Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. В игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе.

Игра для детей – способ познания мира и своего места в этом мире. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

Многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму.

Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними:

  1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень
  2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).
  3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.
  4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр., способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей).
  5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т. п. а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма).

Список игр, в которые можно играть дома:

Дидактическая игра « Подбери крышку для кастрюли»

Цель: учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый, синий цвет. Для игры используется кастрюли красные, синие, зеленые, желтые и крышки тех же цветов.

Ход игры: Предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, к красной кастрюле – красную, желтой- желтую, зеленой –зеленую. Усложнить игру, можно добавляя большее количество цветов (синий, белый, черный). Делается это в том случае, если ребенок с легкостью определяет уже изученный цвет.

Дидактическая игра «Собери букет в вазу»

Цель: развитие сенсорных способностей.

Задачи: учить находить и правильно называть основные цвета, развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры:

Ребенок берет любой цветок и ставят его в подходящую по цвету вазу, проговаривая какой цвет вазы и цветка.

Дидактическая игра «Найди прищепки такого же цвета»

Цель: развивать сенсорное восприятие, закреплять у детей представление о цвете. Развивать мелкую моторику.

Ход игры: Показываю детям картинки. Рассматриваем игровой персонаж, какого он цвета.

Предлагаю подобрать прищепки нужного цвета. Сделать ежику иголки, рыбке плавнички и пр.

Дидактическая игра «Вкладыши»

Цели игры: Развивать моторику пальцев рук через действия с предметами. Развивать тактильные ощущения. Развивать целостное восприятие предмета. Способствовать развитию умения соотносить предметы по форме и цвету. Развивать логическое мышление и внимательность. Расширять пассивный словарь детей и активировать речь.

Ход игры: Вырезать вкладыши можно на любую тему: одежда, еда, геометрические фигуры и т.д.

Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.

Дидактическая игра « Найди носочку пару»

Цель: Упражнять ребенка в распознавании геометрических фигур и основных цветов. Развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, усидчивость. Формировать умение сравнивать, сопоставлять, группировать; закрепление понятий «много - один», «одинаковый- разный»; развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами.

Ход игры: Для игры необходимо подготовить несколько парных носочков: каждая пара определенного цвета с определенным геометрическим узором. Ребенок, под руководством взрослого, рассматривает их, обсуждает сходство и различие.

Далее взрослый соединяет носочки в кучу, перемешивает. Ребенок достает носочек, пытается подобрать ему пару и повесить на веревочку с помощью прищепки.
 

Категория
Родителям